Туфли (англ. shoes) – легкая мужская или женская обувь на каблуке, закрывающая ногу не выше щиколотки. Слово произошло от старого немецкого «tuffele».
История
- Античность
Египет
История туфель началась в Древнем Египте. Большинство простых египтян передвигались босиком, но на фресках, датируемых 3500 годом до н.э., обнаружились изображения представителей привилегированных сословий в кожаной обуви, швы которой располагались в форме креста анкх, египетского символа жизни. Сохранились также описания мужчин и женщин высшего сословия, носящих обувь на каблуке предположительно в церемониальных целях. Каблуки также носили мясники, чтобы не пачкать ноги о кровь убитых животных.
Рим
Древние римляне носили сандалии с многочисленными ремнями и закрытые кожаные ботинки, а древнеримские актеры выступали в обуви на высокой деревянной или пробковой подошве, высота которой менялась в зависимости от роли социального статуса и важности героя в постановке. Высокими подошвами также пользовались девушки легкого поведения, чтобы легко обратить на себя внимание в толпе, так как официально проституция в Древнем Риме была запрещена.
Индия и Япония
Туфли всегда несли дополнительную информацию о своем обладателе. Так, в древней Индии они были показателем социального статуса женщины и надевались только в торжественных случаях: на религиозные торжества, приемы важных гостей, семейные праздники. В древней Японии туфли с двумя параллельными каблуками вырезались из цельного куска дерева. Японские гэта до настоящего времени традиционно надеваются под кимоно.
- Средневековье
В Средние века мужчины и женщины носили обувь на деревянной подошве, закрепленной металлическим кольцом. Такие ботинки предназначались для ходьбы по грязи. Кольцо предшествовало появлению каблука.
В XV веке в Турции появились котурны — башмаки на толстой пробковой подошве, которые через два столетия стали пользоваться большой популярностью в Западной Европе. Высота подошвы могла достигать 60 сантиметров, и носили их только женщины, передвигаясь при помощи слуг.
- XVI век
В XVI веке обувь стали изготавливать из гибкого верха, присоединенного к более тяжелой и жесткой подошве, а немного позже возник небольшой каблук, позволяющий наездникам уверенно держать ногу в стремени.
Екатерина Медичи, жена короля Франции Генри II, была одной из законодательниц европейской моды на каблуки. Она способствовала увеличению их популярности даже за пределами Европы. Позднее появился каблучок «рюмочкой», а также такие детали, как шнуровка и застёжки.
Изготовление удобной обуви на достаточно высоком каблуке стало настоящим испытанием для сапожников того времени. Они вынуждены были отказаться от изготовления зеркально противоположных подошв и изготавливали универсальную обувь, подходящую и для правой, и для левой ноги. Традиция вернулась только в XIX веке, когда мода на высокий каблук немного утихла.
- XVII век
В Венеции женские туфли на толстой подошве стали символом положения в обществе и говорили о большом состоянии и высоком социальном положении. Были случаи, когда подошвы достигали необыкновенной высоты и становились основным предметом шуток среди приезжающих иностранцев. Люди часто шутили, что такую неудобную обувь могли придумать только мужья, чтобы жены не смогли быстро передвигаться на свидания к любовникам и вообще не могли отойти далеко от дома.
Высокую обувь также носили китайские наложницы и турецкие одалиски. Историки и искусствоведы до сих пор ведут изучение, была ли их обувь высокой в эстетических целях или была призвана препятствовать побегу из гарема.
- XVIII век
В XVIII веке, в период рококо, модными стали остроносые туфли. Французский король Людовик XIV ввел особый приказ: только высшее сословие могло носить обувь с каблуком, который надлежало окрасить в красный цвет, и ничьи каблуки во Франции не могли быть выше, чем его собственные.
- XIX век
К XIX веку туфли из тяжелых, грубо выделанных башмаков с деревянными каблуками стали изящной, легкой обувью из парчи, бархата, кожи и шелка. Они украшались драгоценными камнями, вышивкой, пряжками и бантами. Каблуки все прочнее входили в жизнь людей как атрибуты высших сословий. В английском языке появилось слово well-heeled — «богатый», которое произошло от heel — «каблук».
В 1860-х годах появилось множество видов каблуков. Продавцы одежды отлично сыграли на этом, рассказывая девушкам не только о разных моделях, но и о пользе каблука для здоровья, особенно в сочетании с корсетом. Служители церкви часто выступали против ношения каблуков, сравнивая их с раздвоенным копытом дьявола или ведьмы.
- ХХ век
Во время Второй мировой войны носили туфли на толстом устойчивом каблуке. Возрождение западной высокой моды началось с его усовершенствования. Новые каблуки с металлическим стержнем внутри впервые появились в 1950-х годах в коллекциях известного французского дизайнера обуви Роджера Вивьера. Первую модель с таким каблуком, усыпанную рубинами, он создал по случаю коронации королевы Елизаветы II. Вивьер также тесно сотрудничал с Кристианом Диором, вместе с которым они изобретали новые модели с разными конфигурациями подъема и каблука.
Следующим этапом в трансформации туфель стало изобретение шпилек, которые появились практически в одно время в коллекциях нескольких модных домов. Раймоне Массаро в 1960 году создал украшенные стразами концертные туфли на шпильках для Марлен Дитрих. Их можно увидеть в его музее.
Женские дутики и луноходы https://www.wildberries.ru/catalog/obuv/zhenskaya/dutiki-i-snoubutsy» в интернет-магазине WildBerries!
В 1974 году испанский дизайнер Маноло Бланик сделал обувь на высоком каблуке элементом городского стиля, необычайно популярного среди девушек по всему миру. В течение 80-х и 90-х годов популярность шпилек только возрастала в связи с модой на высокий рост и тонкую талию.
В настоящее время каждый модный сезон знаменуется выходом новых коллекций туфель. Необычные модели предлагают марки Kobi Levi, Leanie van der Vyver, Ilanio. Наиболее знаменитыми современными марками, специализирующимися на туфлях, являются Christian Louboutin, Manolo Blahnik, Stefano Bemer, Jimmy Choo, Salvatore Ferragamo и др.
Женские модели туфель
Оксфорды (англ. Oxford shoe/oxfords) – закрытые туфли со скрытой шнуровкой и специальной строчкой на ранте.
Лодочки (англ. pumps) – открытые женские туфли без ремешка и застежки с различной высотой каблука.
Балетки (англ. ballerina flats) – открытые туфли на плоской подошве, часто выполненные из мягкого, легкого материала.
Лоферы (англ. loafers) – закрытые туфли без шнуровки и застежек с длинным язычком, округлым носком и кожаной кисточкой или перемычкой на подъеме стопы.
Туфли с открытым носком (англ. D’Orsay Pump /Peep toes shoes) – открытые туфли с круглым вырезом на мыске, открывающим часть большого пальца.
Эспадрильи (англ. espadrilles) – легкие туфли на джутовой подошве.
Топсайдеры (англ. topsiders/boat shoes) – туфли на белой рифленой подошве со шнуровкой по периметру стопы.
Туфли Мэри Джейн (англ. Mary Janes) – туфли с поперечным ремешком на подъеме стопы.
Туфли на платформе (англ. platform shoes) – открытые туфли на плоской танкетке или с подъемом.
Корреспонденты (англ.spectator shoes) – двухцветные закрытые туфли, украшенные фигурно вырезанными деталями.
Мокасины (англ. moccasines) – закрытые туфли на плоской мягкой подошве без застежек и шнурков с язычком на подъеме стопы.
Мюлы (англ. mules) – туфли с закрытым мыском и открытой пяткой с каблуком любой высоты.
Мужские модели туфель
Оксфорды (англ. Oxford shoe/oxfords) – классические кожаные туфли с округлым носком, широким низким каблуком, закрытой шнуровкой и специальной строчкой на ранте.
Броги (англ. brogues) – классические мужские туфли с перфорацией, состоящие из нескольких элементов.
Полуброги (англ. semi-Brogue) – модель, на которой перфорация присутствует только на передней части ботинка и отделена швом.
Дерби (англ. derby shoes) – туфли с открытой шнуровкой и слегка вытянутым носом.
Лоферы (англ. loafers) – туфли без шнуровки с длинным язычком, внешне напоминающие мокасины, но отличающиеся более широкой подошвой и наличием каблука.
Монки (англ. monks) – туфли с пряжкой.
Топсайдеры (англ. boat shoes) – туфли со светлой подошвой, покрытой прорезиненным протектором.